Андрей Бочкарёв: при строительстве восточного участка Большого кольца метро использовано интерактивное управление технологическими параметрами проходки

Газета России

Научно-техническое сопровождение строительства и интерактивное управление проходкой активно применялись при строительстве восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Инновация стала победителем конкурса передовых технологий Тоннельной ассоциации России. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Возведение станции "Печатники" и двухпутного перегонного тоннеля до станции "Нагатинский Затон" велось в сложных инженерно-геологических условиях: рядом с действующей станцией "Печатники" Люблинско-Дмитровской линии и рекой Нищенка. При сооружении тоннелей проводились геодезические наблюдения за деформациями дневной поверхности и георадиолокационное обследование с целью выявить протечки из коллектора, в который заключена река Нищенка», – сказал Андрей Бочкарёв.

Глава Строительного комплекса уточнил, что обследование с использованием низкочастотного георадара велось перед началом строительства и после завершения тоннелепроходки, при этом сигналов о наличии протечек не было зафиксировано.

«В зоне пересечения тоннелей метро проводилась оценка состояния грунтового массива по технологии радиоволновой геоинтроскопии (РВГИ), которая позволяет фиксировать изменения электрических характеристик среды в пространстве между действующими и строящимся тоннелями. С помощью РВГИ можно на ранних стадиях выявить и локализовать развитие негативных технологических и природных процессов, влияющих на надежность сооружений», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов добавил, что в процессе сооружения тоннелей восточного участка БКЛ проводилось также интерактивное управление параметрами работы тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК).

«Технологические параметры работы ТПМК находились под постоянным контролем. В режиме реального времени корректировалось давление пригруза щита, что позволило минимизировать осадку грунта, у коллектора реки Нищенка она составила всего 4,2 миллиметра», – отметил Юрий Кравцов.

Глава холдинга подчеркнул, что применение научных методов геотехнического контроля позволило обеспечить конструктивную надежность и дальнейшую безопасную эксплуатацию сооружений станции «Печатники» БКЛ, станции салатовой ветки и коллектора реки Нищенки и при этом обойтись без привлечения дополнительных ресурсов, а также избежать увеличения сроков строительства.

Юрий Кравцов напомнил, что за внедрение системы интерактивного управления технологическими параметрами проходки Группа компаний «Мосинжпроект» стала победителем в номинации «Безопасность при строительстве и эксплуатации поземных сооружений» конкурса «За лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений» Тоннельной ассоциации России.

В состав восточного участка БКЛ протяженностью порядка 11 км, помимо «Печатников», входят станции «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар» и «Текстильщики».

Создание Большой кольцевой линии – главный проект отечественного метростроения. Ее длина составляет более 70 км, здесь расположена 31 станция. Большое кольцо связывает существующие и перспективные линии Московского метрополитена, платформы МЦК и МЦД.

Вчера Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение по всей Большой кольцевой линии метро.

«Сегодня историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы, и для города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему, и позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущее транспортной системы. Это, конечно, огромный и важный проект», — сказал Сергей Собянин.