Промзона «ЗИЛ»
Основные строительные работы на станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро должны завершиться до конца 2024 года, заявил мэр Москвы Сергей Собянин при осмотре строящегося объекта.
«Развитие территории ЗИЛа является крупнейшим проектом реорганизации промзон не только в России, но и в мире. Здесь появляются набережные, парки, скверы, спортивные кластеры и многое другое. Но для всего этого нужна транспортная система. В последние годы мы здесь запустили две станции Московского центрального кольца, станцию «Технопарк» Замоскворецкой линии метро, сейчас идет строительство еще одной станции метро – «ЗИЛ» Троицкой линии», – сказал Сергей Собянин.
Президент компании-подрядчика АО «Объединение «Ингеоком» Дмитрий Евсеев доложил мэру, что работы ведутся согласно графику, в соответствии с планом по срокам строительства.
«Основные конструкции готовы, переходим к инженерным, отделочным работам. К концу года все сделаем», – заверил Дмитрий Евсеев.
Строительство станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро, расположенной вдоль Московского центрального кольца (МЦК) у пересечения с проспектом Лихачёва, началось в конце 2021 года. Станция конечная, пересадочная на одноименные станции МЦК и перспективной Бирюлёвской линии метро, которые образуют московский городской вокзал.
С ее открытием улучшится транспортное обслуживание 105 тыс. жителей района Даниловский. Сегодня в пешей доступности от станции метро «ЗИЛ» проживают порядка 30 тыс. человек, а к 2030 году их число превысит 50 тыс.
Новая станция будет удобна и посетителям спорткомплекса «ЦСКА Арена», Центра водных видов спорта, технопарка «ЗИЛ», торгово-развлекательного центра «Ривьера» и других объектов.
При открытии станции «ЗИЛ» пассажиропоток транспортного узла – метро и МЦК – составит 16,3 тыс. человек в сутки, и продолжит расти по мере заселения новых жилых комплексов и создания новых рабочих мест.
Выход из единственного вестибюля будет вести к улице Лисицкого, проспекту Лихачёва, парку «Тюфелева Роща», спортивно-развлекательному кварталу «Парк легенд», жилой застройке и остановкам общественного транспорта. Путь от выхода со станции до парка «Тюфелева Роща» составит всего одну минуту.
Открытие «ЗИЛа» Троицкой линии метро позволит местным жителям значительно сократить время в пути: продолжительность поездки до «Академической» сократится почти в три раза – с 17 до 6 минут, а до «Новаторской» в 2,5 раза – с 30 до 12 минут.
Как и все новые станции, «ЗИЛ» строится с учетом максимального комфорта для пассажиров – здесь установят турникеты с функцией оплаты проезда банковской картой и по биометрии, автоматы по продаже билетов, появится понятная навигация в едином стиле.
Сейчас завершается устройство ограждающих конструкций, ведется выемка грунта и крепление котлована, устройство основных конструкций будущей станции и обратная засыпка. Строительная готовность станции составляет 50%.
Проектировщик – ООО «Институт Мосинжпроект», подрядчики – АО «Мосинжпроект», АО «Объединение «Ингеоком».
Напомним, территория бывшего автозавода АМО «ЗИЛ» расположена в Даниловском районе Москвы между Автозаводской улицей, Симоновской набережной и проспектом Андропова. Здесь по концепции развития территории под названием «Полуостров ЗИЛ» формируют новый городской район – жилые кварталы, социальную и общественную инфраструктуру, общественно-деловую застройку, спортивно-развлекательный кластер «Парк легенд».
На территории ЗИЛа создается современная транспортная инфраструктура, ведется благоустройство и озеленение территории, включая набережные Москвы-реки.
Общая площадь застройки ЗИЛа и прилегающих к нему территорий составит 6,6 млн кв. м, в том числе 5,2 млн «квадратов» непосредственно на ЗИЛе.
Комплексное развитие ЗИЛа – крупнейший проект реорганизации промзон не только в России, но и в Европе. До 2015 года здесь действовала единственная станция «Автозаводская» Замоскворецкой линии метро, поэтому новую транспортную инфраструктуру для будущего района пришлось создавать практически с нуля.
В декабре 2015-го открылась станция «Технопарк» Замоскворецкой линии. Осенью 2016 года стартовало пассажирское движение по МЦК, две станции которого – Автозаводская и ЗИЛ – обслуживают территорию ЗИЛа.
На базе станции ЗИЛ, расположенной в центре строящегося жилого района, создан крупный транспортный узел с надземным пешеходным переходом и пассажирским терминалом над путями, остановочными пунктами наземного общественного транспорта, отстойно-разворотной площадкой для автобусов и плоскостной автостоянкой.
Новая Троицкая линия метро пройдет от станции МЦК ЗИЛ до города Троицка, обеспечив скоростным рельсовым транспортом жителей новых территорий Москвы. Дополнительную линию метро также получат районы, прилегающие к Ленинскому проспекту.
В зоне притяжения Троицкой линии проживает более 1,5 млн человек, в том числе свыше 850 тыс. – в пешей доступности от будущих станций. Благодаря строительству недвижимости число жителей будет расти. Также появление метро стимулирует создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия снизит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, а также на Бутовскую линию метро и позволит сократить интенсивность движения транспорта по прилегающим дорогам, что улучшит экологию.
Сокольническая линия метро разгрузится до 20%, Калужско-Рижская и Бутовская линии – до 15%. На Калужском шоссе и Ленинском проспекте станет до 5% свободнее.
Благодаря Троицкой линии существенно улучшится транспортная доступность поселения Красная Пахра и расположенных там важных городских объектов – крупнейшего в Европе электробусного парка, завода по изготовлению тяговых аккумуляторов и Центра технического обслуживания городского и коммерческого транспорта «КАМАЗ».
Линия длиной 43,4 км с 17 станциями станет одним из самых протяженных радиусов московского метро и самым большим за МКАД. Станции «ЗИЛ» и «Крымская» будут иметь пересадки на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно будет пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую линию.
На станции «Коммунарка» появится пересадочный узел с Сокольнической линией. В перспективе на станции «ЗИЛ» планируется организовать пересадку на Бирюлёвскую линию метро.
Прогнозируемый пассажиропоток линии на вход превысит 300 тыс. пассажиров в день, а на пересадку с МЦК и других линий метро составит почти 230 тыс. пассажиров в день.
Сейчас идет строительство первой очереди – участков Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до станции «Коммунарка» общей протяженностью 26,6 км с 11 станциями: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Бачуринская», «Коммунарка».
По второй очереди станции «Коммунарка» – Троицк ведется разработка проектной документации.
Проходка тоннелей выполняется по традиционной для московского метрополитена технологии – с устройством двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров.
Завершение основных работ по строительству первой очереди Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Коммунарки» намечено на 2024 год. Максимальная интенсивность движения может составить до 36 пар поездов в час с интервалами до 1,5 минуты.
В первые годы эксплуатации обслуживать поезда новой линии будет электродепо «Замоскворецкое», а затем – «Столбово». На 2028-2029 годы запланировано завершение строительства электродепо «Троицкое».