Очищают от санкций: Европа присосалась к российской нефти

Очищают от санкций: Европа присосалась к российской нефти

Запад громко отказался от нефти из России, но покупает ее в обход собственных запретов. Первыми импорт «прекратили» британцы — и тут же наладили поставки по разным серым схемам. К зиме придумали новую: черное золото потекло к ним с индийских НПЗ. Нефтяные смеси, в которых львиную долю занимает российское сырье, приобретает практически вся Европа.

«Не чуждо лицемерие»

Лондон ввел эмбарго на золото в июле, на уголь — в августе, на нефть — в декабре. Так, если в 2021-м Великобритания закупила российских нефтепродуктов почти на 600 миллионов долларов, то к июню 2022-го импорт полностью прекратился. Но, как вскоре выяснилось, только на словах.

В Greenpeace, проанализировав данные автоматизированного трекера супертанкеров, сообщили: с января по июль в страну ввезли нефти из России на 275 миллионов долларов.

Об этом писала и Sunday Times. Танкеры приходили из Нидерландов, Германии, Бельгии, Польши, но нефть была российской. Формально законы не нарушались: в Британии импортером считают страну-отправителя, а не производителя.

Парламентарии призвали закрыть лазейку. «Кто знает, сколько сырья попало на рынок с неправильной маркировкой и, соответственно, в обход санкций. Нужно принять меры и положить этому конец раз и навсегда», — требовал лидер консерваторов Иэн Дункан Смит.

Новая схема

Поговорили и забыли. А сейчас добавилась новая схема. Британия резко нарастила поставки с крупнейшего в мире Джамнагарского нефтеперерабатывающего завода на западном побережье Индии. Сырье там — из России.

Нью-Дели и Пекин стали крупнейшими торговыми партнерами Москвы. По информации Международного энергетического агентства (МЭА), с февраля Индия увеличила закупки российской нефти в 36 раз — с 30 тысяч до 1,08 миллиона баррелей в день. Китай — до 830 тысяч. Общий поток топлива в Азию увеличился втрое — до 2,5 миллиона. По подсчетам S&P Global Commodities at Sea, доля КНР и Индии в морских поставках сырой нефти из России достигла 68 процентов. «Азиатские гиганты поглотили европейские баррели практически полностью», — констатировали эксперты.

Каждый пятый баррель

По сведениям платформы сырьевой аналитики Kpler, в 2022-м Джамнагарский НПЗ получил 215 партий нефти и мазута из России — в четыре раза больше, чем в 2021-м.

Великобритания приобрела в Джамнагаре порядка десяти миллионов баррелей дизеля и других нефтепродуктов. В 2021-м было всего четыре. Особенно поток усилился с декабря — как ввели эмбарго.

Определить, сколько именно нефти утекло в обход санкций, невозможно. НПЗ, как правило, смешивают сырье. Но в целом картина абсолютно ясная.

Российская «подпитка»

Британские покупатели заменили прямой импорт на косвенный и продолжают поддерживать нефтяную промышленность России, отмечает Telegraph.

В Киеве этим крайне недовольны. Как заявил Олег Устенко, советник президента Украины, британские компании «эксплуатируют слабости санкционного режима», все обходные пути нужно перекрыть.

Запад тут бессилен: российские поставки слишком важны для мирового рынка, подчеркивают в Facts Global Energy.

Концы в воду

Компании уверяли, что тщательно проверяют происхождение сырья. Например, в Shell «всеми силами» стремятся избегать «топлива, которое может содержать что-то из России».

Однако эксперты еще до эмбарго предупреждали: это бессмысленно. Все равно что искать иголку в стоге сена.

«Документы можно составить так, что ничего не выяснишь. Самый простой способ: заливаем российскую ESPO в танкеры, подходим к индийскому судну, где уже есть нефть с Ближнего Востока. Смешиваем: саудовской 70 процентов, нашей — 30. И отправляем дальше. Попробуй проверь», — поясняет Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.

На любой вкус

Подобные смеси распробовали по всей Европе. В частности, Shell с удовольствием покупала такое сырье еще прошлой весной. Трейдеры окрестили его «латвийским», поскольку «купаж» готовили в Вентспилсском порту.

Есть и исторические прецеденты. Так, санкционную иранскую и венесуэльскую нефть продавали на Дальнем Востоке как «малайзийскую» или «сингапурскую» смесь.

Сейчас же, утверждают в Bloomberg, в «сингапурской» преобладают российские ингредиенты. Островной город-государство — важнейший международный хаб вывода углеводородов из-под западных запретов.

По информации аналитической компании Vortexa, в декабре терминалы Сингапура приняли вдвое больше российского сырья и мазута, чем годом ранее. Смешанные нефтепродукты затем поступают в Северо-Восточную Азию, а оттуда — в Европу. С ценовыми накрутками, зато «очищенные от санкций».